Волшебное слово НЕТ

Иногда волшебное слово может быть коротким и эффективным. Это в фильмах и книгах персонажи, чтобы кого-либо убедить, переубедить, добиться своего, используют длинный пафосные монологи или диалоги. Без них незрелищно. В реальной жизни такая тактика тоже имеет место (мы же читаем и телевизор смотрим), но есть и другая.

Давно заметил, что есть особенная порода вредных людей… Сейчас расскажу подробнее.

Скажи НЕТ, блеать!

Компьютерная помощь

В студенческие годы я подрабатывал тем, что ремонтировал, настраивал, апгрейдил компьютеры, устанавливал софт… Грамотных пользователей, готовых помочь в этом деле, тогда было не особенно много. Это сейчас на каждом углу родного города висят объявления с заголовками типа «Компьютерная помощь в СПб». Если вдруг что-то «заглючило» или «накрылось», достаточно просто позвонить, и к вам оперативно приедет «рукастый хуманоид». При этом фирм, фрирмочек и частников, которые предлагают ремонт компьютера на дому — полно. Та, что по ссылке — еще хороший пример. Мне попадались откровенные шараги…

Впрочем, я не об этом сегменте бизнеса, а о клиентах хотел рассказать.

Компьютеры тогда покупало много народу, в них что-нибудь слетало и люди тут же, через знакомых, выходили на меня.

Однако, типичной оказывалась ситуация, когда спустя месяц, два, пол-года, год, после того, как я восстановил людям компьютер, они начинали названивать с вопросами. Компы такая вещь, которая время от времени ведет себя странно. Так вот, бывшие клиенты считали, что раз я когда-то настраивал им компьютер, то теперь пожизненно обязан их бесплатно консультировать по любым проблемам с ним связанным.

И чем больше клиентов я обслужил, тем больше времени они начали отнимать.

У меня, конечно, был выбор:

  • Послать на фиг
  • Приехать и решить проблему
  • Пытаться все разрулить по телефону

Однако, из всех этих вариантов я, чаще всего, выбирал третий и никогда первый.

В итоге, как только начал работать в приличной конторе, забросил эту подработку, клиентов раздал и успокоился.

Но уже тогда понял, что некоторым лучше не помогать. Они добра не помнят и мое время не ценят.

Разработка сайтов

За время работы в области создания, администрирования и продвижения сайтов, я общался со многими. Оказалось, что и в этой области попадается всё тот же тип людей.

Веб-мастер! Ты попал!

Делаешь им сайт, сдаешь его, даешь месяц бесплатного обслуживание, чтобы, если что, устранять мелкие недоделки и добавлять контент, который «не успели» донести, а потом, спустя время, они начинают требовать что-нибудь переделать. Не раз и не два!

При том, сильно обижаются, когда просишь за эту работу свой законный гонорар.

Однажды мне это надоело. Да что такое!? Получается, если сделал сайт, то теперь пожизненно в рабстве?! И тогда я сказал клиенту — НЕТ!

НЕТ! Больше никаких бесплатных доделок после испытательного срока!

Одно дело, когда заказчик хороший знакомый, по жизни мне чем-нибудь помогает или сотрудничает. Другое — когда он просто клиент. Вы не подумайте, всегда готов помочь, но ни в случае, когда кто-то борзеет.

Бесплатные консультации тоже ограничил.

Вообще, заметил закономерность: если человек изначально выклянчивает скидку, источая мёд, прибедняясь, убеждая, что ему нужно «простенько» всё сделать, то готовься, нервов и времени он тебе попортит дофига. В разы больше, чем тот, кто платит без лишних вопросов, полную стоимость.

Быт

Однако, если у клиента еще есть хоть какое-то моральное обоснование того, что я ему должен что-то сверх договора (он когда-то деньги платил), то совсем перестаю понимать людей, которые пытаются меня попользовать на ровном месте.

Всё начинается с просьбы чем-то помочь. А уже когда помог, вдруг оказывается, что из за твоей помощи у просившего возникла другая (или другие) сложность. И ты теперь, вроде-как, виноват в этом. Надо разруливать.

Именно из за таких говорят: Не делай добра —  не получишь зла. Изречение так-себе, трусливое и подленькое, но маленькая доля истины в него все-же подмешана.

Если поможешь решить вновь возникшую проблему, в которой «ты виноват», то в результате возникнет еще.

Вывод

Теперь я говорю НЕТ! Обижайтесь! Мне не нужны левые халявщики! И не думайте, что все люди такие, как я описал. Вовсе нет.

Отказавшись от халявщиков вы обнаружите, оставшихся — нормальных людей.

Наверняка вы не раз видели, что к богатым, успешным, знаменитым, помогающим, много народу старается набиться в друзья.

И, скорее всего, наблюдали, как этот же народ тут же сваливает и прекращает общение, когда успешный становится неудачником, знаменитый теряет славу, богатый разоряется, помогающий — говорит НЕТ.

Ну и кому нужны такие «друзья». Пусть набиваются. Для них у меня есть прекрасное, короткое слово — «НЕТ»))

С вами был Доктор Лексиум.
Будьте счастливы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *